Содержание 1 Пояснительная записка 2 стр. 2 Методические рекомендация по организации занятий 4 стр. 3 Цель и задачи программы 5 стр. 4 Ожидаемые результаты выполнения программы 6 стр. 5 Материально-техническое обеспечение 7 стр. 6 Содержание программы 8 стр. 7 Учебно-тематическое планирование 16 стр. 8 Перечень литературы 19 стр. Пояснительная записка Ребенок узнает мир с помощью ощущений, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, качества, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его этапа развития, является – работа с различными изобразительными материалами. Работа с бумагой, красками, карандашами даёт возможность детям проявить фантазию, художественный вкус, проявить творческие способности, терпение, упорство, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Даже из бумаги можно создать целый мир. Детям очень нравиться творить из бумаги, рисовать, вырезать, клеить. Дополнительная образовательная программа направлена на всестороннее развитие творческих способностей ребёнка, привитие интереса к искусству и совершенствование трудовых умений и навыков в области изобразительного искусства и бумагопластики. Данная программа даёт детям знания и умения использовать нетрадиционные техники по работе с бумагой и другими изобразительными материалами. Программа включает в себя: аппликацию из «ладошек», поделки из мятой бумаги, обрывную аппликацию, модульное оригами, нетрадиционные техники изображения. Комплектование группы детей по дополнительному образованию проводится с учётом возраста детей, желание самих детей, которые хотят проявить свою индивидуальность, творческие способности и, конечно, заинтересованность их родителей. Занятия проводятся с учётом предусмотренного разработанного плана. В учебном процессе занятия по дополнительному образованию, построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на развитие творческих способностей детей. В структуре занятий тесно взаимосвязаны различные виды деятельности в сочетании с отдыхом. Взаимосвязь различных видов деятельности с отдыхом даёт хороший результат. При проведении занятий необходимо учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Способ организации детей на занятиях зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются основные способы организации детей: групповой и если есть необходимость индивидуальный. Занятия направлены на реализацию базисных задач художественнотворческого развитие детей. Развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, способствуют целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Методы работы: 1. Словесные (сюда включены: объяснение, беседа, рассказ, загадка). 2. Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей); 3. Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков). 4. При организации работы с детьми используется обязательно дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и обучающихся, презентации. Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как у современных недоразвитие детей мелкой изодеятельность отмечаются моторики помогают рук. снизить не эмоциональные Занятия только перегрузки, бумагопластики уровень и внутренней тревожности, но и требует одновременной работы обеих рук, что в свою очередь развивает речь и интеллект. Поэтому программа построена таким образом, чтобы развить способность у ребенка образно мыслить, тренировать мелкую моторику рук, наблюдательность, зрительную память, воображение, внимание, исследовательские способности, чувство цвета, гармонии, привить культуру работы с различными средствами выразительности. Все эти качества помогут ребенку успешно учиться и развиваться. Новизна программы заключается во введении в обучающий процесс нетрадиционных техник по работе с бумагой: объемного конструирования, бумагопластики, оригами. Таким образом, акцент в работе программы делается на развитие творческих способностей, художественного вкуса, фантазии, развитие мелкой моторики. Цель программы: 1. Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений. Задачи: 1. Передача и накопление опыта эстетического отношения к миру; 2. Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, нетрадиционных методов изображения; 3. Воспитание у детей интереса к бумагопластике, оригами, рисованию, к созданию новых образов; 4. Способствование овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами; 5. Обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги); 6. Развитие психических процессов – память, мышление, воображение, внимание и восприятие; 7. Развитие мелкой моторики рук; 8. Развитие трудолюбия, терпения, аккуратности, чувства удовлетворения от совместной работы. Форма работы с детьми: Программа предназначена для детей 4-7 лет, срок реализации программы 1 год. Приём детей основан на добровольном участии. Наполняемость группы – в зависимости от числа воспитанников. Продолжительность занятий от 20 до 35 минут (в зависимости от возраста). Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой. Регулярность проведения: 2 раза в неделю во второй половине дня. Всего занятий в год – 72 занятия. Во время занятий соблюдаются санитарногигиенические нормы (достаточное освещение, проветривание помещения, время проведения), техника безопасной работы с различными видами материалов и оборудования. Ожидаемые результаты: К концу обучающего курса дети должны углубить свои знания о происхождении бумаги, её видах, других изобразительных материалах. Уметь работать с инструментами, различными материалами, шаблонами и приспособлениями. Также стремиться следовать технологическим приёмам в работе с бумагой, понимать схемы, применяемые в бумагопластике, подбирать цветовую гамму и аккуратно выполнять творческое задание. Методическое обеспечение: Использование дидактического, игрового материала, интерактивных ресурсов. На занятиях у детей формируется понятие о форме, размерах предмета, осмысливаются пластические особенности формы, фактура и свойства материалов. Важен фактор работы по представлению. Ребёнок осуществляет разработку идеи и воплощение её в материале. Для успешной реализации программы материально-техническое обеспечение: бумага офисная цветная, бумага офисная белая, бумага цветная, гофр бумага, картон цветной, картон белый, клей ПВА, клей-карандаш, ножницы, гуашь, акварель, фломастеры, мелки восковые, карандаши цветные и простые, кисти для рисования (белка, колонок, пони), кисти для клея (щетина) необходимо Учебный план на 2024-2025 учебный год Название курса «Изобразительная деятельность и Бумагопластика» Кол-во занятий в неделю 2 Кол-во занятий в месяц 8 Кол-во занятий в год 72 Длительность занятий, мин Кол-во воспитанников 20-35 Содержание программы Сроки Название темы Сентябрь 1.Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. 2.Происхождение бумаги. Презентация. Программное содержание Расширить знания детей о правилах техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами. Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, истории ее создания. Просмотр видеофильма. 3.«Волшебные свойства Познакомить детей со свойствами бумаги. бумаги». Бумага, картон. Рассказать о видах бумаги и уместности ее Бумагопластика. применения в конкретной поделке. «Арбуз». 4.Аппликация обрывная. Познакомить детей с новым приемом работы с Просмотр работ в этой бумагой: «обрыванием». Научить выполнять технике. Приемы работ. работу в технике обрывной аппликации, 5. Аппликация обрывная «Яблонька», «Фруктовый сад». 6.Нетрадиционное рисование (оттиск) «Осенний лес». развивать творческие способности, фантазию. Развивать мелкую моторику, аккуратность. Учить украшать шаблон деревьев (заготовлен заранее) мелкими обрывками бумаги. Развивать умение аккуратно рвать бумагу на мелкие кусочки мелкими движениями пальцами обеих рук. Аккуратно наклеивать, развивать творческие способности, воображение, фантазию детей, развивать мелкую моторику, аккуратность при работе с клеем. Познакомить детей со способом рисования штампом (оттиском). Учить детей создавать красивый образ осеннего дерева. Развивать творческое воображение, чувство цвета, мелкую моторику, умение координировать движения глаз и рук. 7. Аппликация обрывная Учить украшать шаблон кленового листа «Кленовый лист». (заготовлен заранее) мелкими яркими 8. Рисование «Натюрморт». Октябрь 1. Рисование «Букет ромашек». 2. Аппликация обрывная «Сова». 3. Бумагопластика «Голубь». 4. Аппликация обрывная «Арбуз». 5. Рисование «Рисуем пейзаж». 6. Аппликация обрывная «Огородное чучело». 7. Рисование «Консервируем на зиму». 8. Аппликация из мятой бумаги «Кукуруза». обрывками цветной бумаги. Развивать умения аккуратно обводить шаблон, вырезать по контуру, рвать бумагу на мелкие кусочки. Познакомить детей с жанром натюрморта. Показать репродукции с картин художников. Рисовать натюрморт из овощей (фруктов) по воображению или по образцу. Использовать в работе гуашь или акварель. Познакомить детей со строением цветка: (стебель, бутон, лепестки). Учить композиционно правильно располагать изображение на листе бумаги. Отмечать характерную для ромашки цветовую гамму. Продолжать знакомиться с техникой работы в обрывной аппликации. Учиться работать в ограниченной цветовой гамме, показать детям различные оттенки охры. Продолжать знакомить детей с пластическими свойствами бумаги. Показать, как по-разному можно изобразить различные предметы (птичку). Развивать координацию движений рук. Воспитывать аккуратность. Продолжаем знакомство с техникой обрывной аппликации. Учиться работать в ограниченной цветовой гамме (зеленой и красной). Аккуратно пользоваться клеем, стараться выполнить работу чисто, пользоваться салфеткой. Познакомить детей с жанром пейзажа на примере репродукций с картин русских художников (Шишкина, Левитана, Саврасова). Использовать различные изобразительные материалы. Развивать эстетические чувства. Воспитывать любовь к родной природе. Продолжать отрабатывать навыки работы в технике обрывной аппликации. Развивать мелкую моторику руки. Учить видеть смешное в окружающем, воспитывать чувство юмора. Добавлять изображение характерными деталями. Упражнять детей в рисовании круглых и овальных форм, учить видеть существенную разницу и передавать это в рисунке. Вспомнить как можно больше названий овощей и фруктов. Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой. Учить работать в технике бумажной пластики. Развивать интерес к занятиям по конструированию из бумаги. Учить мять и Ноябрь 1. Рисование «Ветка рябины». 2. «Аппликация из ладошек (коллективная) «Сказочные птицы». 3. Бумагопластика «Ежик». 4. Оригами «Собачка». 5.Аппликация из мятой бумаги «Гроздь рябины». 6. Рисование «Подводное царство». 7. Бумагопластика «Птичка». 8. Бумагопластика «Рыбка.Сомик». скатывать в комочек мягкую бумагу (салфетку). Аккуратно наклеивать их на готовую форму. Закреплять навыки работы с гуашью, акварелью. Познакомить детей с композиционными приемами расположения изображения на листе бумаги. Учить видеть красоту окружающей природы и передавать это в рисунке. Расширить образные представления детей, развивать умение видеть и создавать изображение одних и тех же предметов поразному, вариативными способами (птица из ладошек). Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой и клеем. Развивать эстетическое восприятие, воспитывать самостоятельность, активность и умение работать сообща. Развивать умение складывать лист бумаги гармошкой, добавлять характерные детали в композицию. Прививать эстетический вкус. Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – оригами. Просмотр работ в этой технике. Показ основных приемов по работе с бумагой. Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к работе оригами. Продолжать знакомить детей с новой техникой работы с бумагой. Учить детей работать в технике «Бумажная пластика». Развивать интерес к занятиям по конструированию из бумаги. Учить скатывать маленькие кусочки в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. Закреплять умение изображать предметы овальной формы (рыбки), добавлять к изображению характерные детали (плавники, хвостики, чешуйки), водоросли, морские растения. Познакомить детей с холодным спектром цветов. Продолжать отрабатывать навыки работы с акварелью, гуашью. Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать, скручивать, склеивать детали между собой; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. Упражнять в мягком складывании бумажной полоски без фиксации сгиба (техника Декабрь 1. Аппликация обрывная «Лоскутная рукавичка». 2. Рисование «Укрась свитер». 3. Аппликация, рисование «Снежинки». 4. Нетрадиционное рисование (ниткография) «Зимний букет». 5. Бумагопластика «Снегирь» («Синичка»). 6. Бумагопластика «Снеговик». 7. Аппликация-открытка «Портрет Деда Мороза». 8. Аппликация «Ажурные рыбки». бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных деталей: хвоста, плавников). Использовать ножницы для доработки. Продолжать обучать навыкам обрывной аппликации. Аккуратно наклеивать маленькие кусочки цветной бумаги на бумажный силуэт (подготовленный заранее). Дополнять изображение деталями, дорисовывать по желанию, развивать творческую инициативу. Познакомить с элементами декоративного рисования (геометрическим и растительным орнаментами). Развивать эстетический вкус, воображение, творческое мышление. Использовать в работе разные графические материалы. Показать способ рисования и вырезывания снежинок. Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов исполнения работы. Отрабатывать способы вырезывания бумаги, сложенной в несколько слоев. Дать детям элементарные представления о симметрии. Показать новый способ нетрадиционного рисования ниткографией. Развивать воображение, фантазию. Побуждать видеть в полученных линиях знакомые предметы, дорисовывать необходимые детали. Продолжать знакомить детей с техникой объёмной аппликации. Научить делать объемную аппликацию из бумаги, развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус. Продолжать работать в технике объемной аппликации. Формировать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность. Активизация словаря: шар, объем, снежный ком. Развивать умение композиционно и эстетично оформлять свой замысел. Познакомить детей с жанром портрета. Закрепить приемы работы с ножницами. Способствовать созданию образа Деда Мороза, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение частей. Развивать у детей творчество, мелкую моторику пальцев рук, умение композиционно располагать детали портрета на листе. Учить приемам вырезывания предметов из бумаги, сложенной вдвое, закреплять навыки Январь 1. Коллективная аппликация «Золотая рыбка». 2. Рисование «Зимний пейзаж». 3. Бумагопластика «Зайчик». 4. Аппликация «Нарядная варежка» (приемы работы с текстилем). 5. Оригами «Поросенок». 6. Рисование «Елочка» (гуашь). 7. Нетрадиционное рисование (ниткография) «Зимние узоры». 8. Рисование «Клоуны». Февраль 1. Оригами «Камбала». работы с ножницами, закреплять понятия симметрии. Обучать различным приемам работы с бумагой. Формировать умения следовать устным инструкциям и навыкам совместной коллективной работы. Продолжать знакомить детей с пейзажем. Обратить внимание на сезонные изменения в природе, на ограниченную цветовую гамму. Дать представление о нейтральных цветах (белый, серый, черный). Совершенствовать технические навыки работы с гуашью, акварелью. Обогащать словарь: контраст. Продолжать учить детей работать с ножницами. Вырезывать предметы из бумаги сложенной вдвое, пользоваться шаблоном. Добавлять самостоятельно характерные детали. Развивать фантазию и воображение. Познакомить детей с комбинированным видом аппликации. Ознакомить с некоторыми свойствами ткани, объяснить разницу между тканью и бумагой. Познакомить детей с базовыми элементами модульного оригами (квадрат, треугольник). Обучить различным приемам работы с бумагой. Объяснить, как выполняется сгиб по диагонали. Развивать у детей процесс овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Показать детям различные способы рисования елочки. Дать представление о многообразии оттенков одного цвета (зеленого). Совершенствовать умения пользоваться разными изобразительными материалами. Продолжать обучать различным приемам нетрадиционного рисования ниткографией. Развивать воображение, умение увидеть красоту в привычных предметах. Учить детей создавать настроение в рисунке, используя яркие цвета. Продолжать формировать навыки работы с гуашью, акварелью. Развивать у детей воображение, фантазию. Обогащать словарный запас, развивать внимание, наблюдательность. Учить детей изготовлять рыбку в технике оригами. Учить самостоятельно складывать квадрат, закреплять линии сгиба. Развивать у детей интерес к предмету, к оригами, развивать 2. Нетрадиционное рисование (тычок) «Зайчик в зимнем лесу». 3. Аппликация-открытка «Мышки-малышки». 4. Аппликация «Играем в парикмахера». 5. Аппликация «Лисичка из газеты». 6. Рисование «Котенок». 7. Бумагопластика «Солдатики». 8. Аппликация обрывная «Ваза с цветами». Март 1. Аппликация из мятой бумаги «Ветка мимозы». 2. Рисование «Подснежники». мелкую моторику рук, воображение, мышление. Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования – тычком. Показать способы работы и инструменты (ватные палочки, кисти с короткой щетиной и т.д.). Проявлять эмпатию к изображаемому герою. Вызвать интерес к созданию забавной открытки. Учить составлять изображение мышки, хвостики из жгутиков, ушки из ватных дисков, носики из мятой бумаги. Продолжать совершенствовать умение в скручивании жгутиков, присборивании бумаги. Развивать умение видеть и отмечать удачные моменты в работах товарищей. Вызвать интерес к созданию веселой картинки, с применением полученных знаний и сформированных умений. Использовать все предложенные изобразительные материалы, отрабатывать приемы работы с ножницами. Побуждать детей видеть в привычных предметах (газета) материал для творчества. Развивать творческие возможности, фантазию. Развивать мелкую моторику рук. Показать детям, как по-разному можно изобразить котенка, показать различные приемы штрихования, использовать разнообразный графический материал (карандаши, мелки, уголь, сангина, соус). Побуждать детей создавать поделку в подарок. Учить самостоятельно складывать, развивать зрительный контроль действия рук, дополнять поделку деталями. Создание букета в вазе из цветной бумаги. Совершенствовать умение вырезывать бумагу обрывным способом. Воспитывать у детей желание трудиться и добиваться намеченной цели. Учить создавать композицию из бумажных салфеток способом скатывания их в комочек. Развивать творчество и эстетический вкус, интерес к художественному творчеству. Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, целеустремленность. Показать детям разнообразие и красоту цветов, отметить их различие и общее (стебель, головка, лепестки). Дать представление о первоцветах, отметить их неброскую красоту и как это передать в рисунке. Учить пользоваться палитрой для смешивания цветов. Обогащать 3. Аппликация объемная (открытка) «Цветок». 4. Рисование декоративное «Укрась тарелочку». 5. Аппликация объёмная «Тыква». 6. Бумагопластика. Объемная аппликация «Букет» (подарок). 7. Рисование + аппликация «Растаявший снеговик». 8. Бумагопластика. Объемная аппликация «Глупый маленький мышонок». Апрель 1. Рисование декоративное «Уточка на пруду» (дымка). 2. Аппликация «Рыбка из сердечек». 3. Бумагопластика. Объемная аппликация «Подсолнух». 4. Аппликация + словарь (палитра, нюанс). Учить детей изготовлять открытку в технике объемной аппликации. Учить самостоятельно складывать круги, закреплять линии сгиба. Развивать у детей творческие возможности, воображение, мышление, развивать мелкую моторику рук, интерес к творчеству. Учить детей украшать заданную форму (круг) узором по выбору (геометрическим или декоративным). Повторить правила композиции (центр, край круга). Отрабатывать технические приемы рисования. Учить детей создавать поделку путем складывания полоски бумаги гармошкой. Развивать внимательность, мелкую моторику. Создавать объемную композицию из картона и цветной бумаги. Воспитывать усидчивость, внимательность, аккуратность. Воспитывать желание создать поделку в подарок. Создание комбинированной композиции с использованием разных изобразительных приемов. Воспитывать у детей доброжелательность, сочувствие к изображаемому герою, умение видеть забавное в окружающем. Учить детей изготовлению объёмных поделок по мотивам литературных произведений (мышонок). Отрабатывать приемы вырезывания из бумаги сложенной вдвое. Развивать эстетический вкус, интерес к художественному творчеству. Развивать творческие способности детей. Воспитывать любовь к русской народной культуре и художественным промыслам (дымковская роспись). Использовать в работе яркие чистые цвета, совершенствовать технические навыки рисования. Развивать чувство композиции, творческие способности. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Формировать и развивать навыки ручного труда. Совершенствовать прием вырезывания из бумаги сложенной пополам. Учить детей изготовлять открытку в технике объемной аппликации. Учить самостоятельно, складывать круги, закреплять линии сгиба. Развивать у детей творческие возможности, воображение, мышление, развивать мелкую моторику рук, интерес к творчеству. Закреплять умения обводить ладошку и рисование «Солнышко» (коллективная работа). 5. Рисование декоративное по мотивам народной росписи «Нарядный поднос» (гуашь). 6. Оригами «Морковка». 7. Граттаж «Цветы». 8. Рисование «Портрет» (автопортрет). Май 1. Бумагопластика. Объемная аппликация «Чудо-юдо, рыба-кит». 2. Нетрадиционное рисование (кляксография) «Бабочки». 3. Бумагопластика. Объемная аппликация «Гусеница». 4. Рисование + аппликация «Сервиз». вырезать по контуру. Закреплять навыки коллективной работы и умение работать сообща. Воспитывать желание создать интересный образ, развивать воображение. Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством на примере нижнетагильского подноса. Отрабатывать приемы рисования гуашью, учитывая ее особенности. Воспитывать уважение к родной культуре. Учить детей изготовлять морковку в технике оригами. Учить самостоятельно складывать квадрат, закреплять линии сгиба. Развивать у детей интерес к предмету, к оригами, развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом рисования граттаж (выцарапывание). Рассказать о предварительной подготовке к такому виду рисования, об особых инструментах, способах их использования. Продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного искусства (портрет) на примере репродукций с картин художников. Рассказать об особенностях рисования портрета. Дать возможность детям самостоятельно выбирать изобразительный материал. Обогащать словарь (пропорции). Продолжать учить детей изготавливать объёмные поделки по мотивам литературных произведений, развивать мелкую моторику, воображение, фантазию. Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к работе. Продолжать знакомство с нетрадиционными способами рисования (кляксография, оттиск). Побуждать дорисовывать изображение. Напомнить детям, что такое симметрия. Развивать фантазию, эстетический вкус. Продолжать учить детей выполнять объемные поделки, приёмам складывания полоски бумаги гармошкой, учитывать фактуру при выборе бумаги. Напомнить о правилах техники безопасности при использовании ножниц, клея. Развивать наблюдательность, малую мускулатуру рук, умение следовать устным инструкциям, память, внимание в процессе изготовления поделки. Дать представление детям о понятии сервиз, о стилевом единстве предметов в сервизе. Продолжать совершенствовать навыки рисования красками и приемы вырезывания 5. Аппликация «Украсим кувшин». 6. Аппликация «Открытка к празднику 9Мая». 7. Оригами «Закладка для книг». 8. Рисование нетрадиционное (по выбору) «Сказочный попугай». ножницами. Обогащать словарный запас (сервиз, чайная пара, соусник, кофейник). Развивать творческие способности детей. Использовать в украшении кувшина ранее приобретенные навыки обрывной аппликации и работы ножницами. Продолжать формирование умений работы с бумагой. Развитие эмоционально-чувственной сферы детей, обогащение их сенсорного опыта, развитие мелкой моторики пальцев рук, чувства композиции, пропорций. Продолжать формировать умения работать с бумагой разных фактур. Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, обогащать их сенсорный опыт, чувство композиции, пропорций. Побуждать детей выражать свое отношение к близким через предметы, созданные своими руками. Создавать предпосылки к патриотическому воспитанию. Учить детей изготовлять закладку для книги в технике оригами. Учить самостоятельно складывать квадрат, закреплять линии сгиба. Добавлять детали к поделке. Развивать у детей интерес к предмету, к оригами, развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление. Вызвать интерес к рисованию ярких, экзотических птиц. Поощрять выдумку, фантазию. Создавать радостное настроение. Учить оценивать свои поделки, рисунки и работы других детей. Подведение итогов (чему научились, названия способов и техники создания своих работ). Показ работ родителям. Учебно-тематический план «Карандашики» Месяц Название разделов тем Количество часов Сентябрь 1. Инструменты и материалы. Правила техники 1 безопасности. 2. Происхождение бумаги (Презентация) 1 3. «Волшебные свойства бумаги и красок». Бумага и 1 картон. Бумагопластика «Арбуз». 4. Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой 1 технике. Приемы работ. 5. Аппликация обрывная «Яблонька», («Фруктовый 1 сад»). 6. Нетрадиционное рисование (оттиск) «Осенний лес». 1 Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль 7. Аппликация обрывная «Кленовый лист», («Осенние листочки»). 8. Рисование «Натюрморт». 1. Рисование «Букет ромашек». 2. Аппликация обрывная «Сова». 3. Бумагопластика «Голубь». 4. Аппликация обрывная «Арбуз». 5. Рисование «Рисуем пейзаж». 6. Аппликация обрывная «Огородное чучело». 7. Рисование «Консервируем на зиму». 8. Аппликация из мятой бумаги «Кукуруза». 1. Рисование «Ветка рябины». 2. Аппликация из ладошек (коллективная) «Сказочные птицы». 3. Бумагопластика «Ежик». 4. Оригами «Собачка». 5. Аппликация из мятой бумаги «Гроздь рябины». 6. Рисование «Подводное царство». 7. Бумагопластика «Птичка». 8. Аппликация объёмная «Рыбка.Сомик». 1. Аппликация обрывная «Лоскутная рукавичка». 2. Рисование «Укрась свитер». 3. Аппликация, рисование «Снежинки». 4. Нетрадиционное рисование (ниткография) «Зимний букет». 5. Бумагопластика «Снегирь», («Синичка»). 6. Бумагопластика «Снеговик». 7. Аппликация-открытка «Портрет Деда Мороза». 8. Аппликация «Ажурные рыбки». 1. Коллективная аппликация «Золотая рыбка». 2. Рисование «Зимний пейзаж». 3. Бумагопластика «Зайчик». 4. Аппликация «Нарядная варежка» (приёмы работы с текстилем). 5. Оригами «Поросенок». 6. Рисование «Елочка». 7. Нетрадиционное рисование (ниткография) «Зимние узоры). 8. Рисование «Клоуны». 1. Оригами «Камбала». 2. Нетрадиционное рисование (тычок) «Зайчик в зимнем лесу». 3. Аппликация-открытка «Мышки-малышки». 4. Аппликация «Играем в парикмахера». 5. Аппликация «Лисичка из газеты». 6. Рисование «Котенок». 7. Бумагопластика «Солдатики». 8. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Март Апрель Май 1.Аппликация из мятой бумаги «Ветка мимозы». 2. Рисование «Подснежники». 3.Апликация объемная (открытка) «Цветок». 4. Рисование (декоративное) «Укрась тарелочку». 5. Аппликация объемная «Тыква». 6. Бумагопластика. Объемная аппликация «Букет» (подарок). 7. Рисование + аппликация «Растаявший снеговик». 8. Бумагопластика. Объемная аппликация «Глупый маленький мышонок». 1. Рисование декоративное «Уточка на пруду» (дымка). 2. Аппликация «Рыбка из сердечек». 3. Бумагопластика. Объемная аппликация «Подсолнух». 4. Аппликация + рисование «Солнышко» (коллективная работа). 5. Рисование декоративное по мотивам народной росписи «Нарядный поднос» (гуашь). 6. Оригами «Морковка». 7. Граттаж «Цветы». 8. Рисование «Портрет» (автопортрет). 1. Бумагопластика. Объемная аппликация «Чудо-юдо, рыба-кит». 2. Нетрадиционное рисование (кляксография) «Бабочки». 3. Бумагопластика. Объемная аппликация «Гусеница». 4. Рисование + аппликация «Сервиз». 5. Аппликация «Украсим кувшин». 6. Аппликация «Одуванчики на лужайке» (коллективная работа). 7. Оригами «Закладка для книг». 8. Рисование нетрадиционное (по выбору) «Сказочный попугай». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Список используемой литературы 1. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ., 2008. - 164с., ил. 2. Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги – С - П.: Детство-ПРЕСС 2009г. 3. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги-М.:2008 4. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил. 5. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ., 2006.- 107с., ил. 6. Петрова И.М. Объёмная аппликация – С - П.: Детство-Пресс 2002г. 7. Гришина Н.Н, Анистратова А.А. Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г. 8. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил. 9. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил. 10.Гусакова М.А. "Подарки и игрушки своими руками" (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ "Сфера", 2000. – 112 с. (Серия "Вместе с детьми".) 11.Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника.: Методическое пособие для педагогов ДОУ.-СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс»,2013.-96 с. 12.Мусиенко С.И. Оригами в детском саду.: пособие для воспитателей дет. сада-М.: Обруч,2010.-96с. 13.Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань».:-Издательство: Айрис-Пресс, 2010 г.