СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.1. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………... 1.1. Пояснительная записка………………………………………………… 1.2. Цели и задачи реализации программы………………………………… 1.3. Принципы и подходы к формированию программы…………………. 1.4. Планируемые результаты освоения программы……………………… II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………… 2.1. Основные направления, технологии, содержание, формы и методы дополнительной образовательной деятельности………………………….. 2.2. Традиционные технологии……………………………………………... 2.3. Инновационные технологии……………………………………………. 2.4. Форма и методы реализации программы……………………………… 2.5. Учебно-тематический план дополнительной образовательной деятельности…………………………………………………………………. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………… 3.1. Учебный план по дополнительной образовательной программе «Логоритмика»………………………………………………………………. 3.2. Материально-техническое обеспеченье……………………………… 3.3. Диагностика неречевых психических функций………………………. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………. 3 3 7 8 10 11 11 11 15 16 18 25 25 52 28 33 35 36 2 II. 1.1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования социально-педагогической направленности «Логоритмика» Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения – детского сада № 476 «Росинка» ориентирована на формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно: п. 1.6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей"; п.2.6. "Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкальноритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому, считаем целесообразным проводить в детском саду образовательную деятельность по логоритмике. Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе детям с ОВЗ (алалия, дизартрия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства). Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как создаёт положительный 3 эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направлена на коррекцию и профилактику имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка младшего дошкольного возраста посредством сочетания слова и движения. Программа разработана с учетом следующих нормативных документов: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». - «Концепция развития дополнительного образования детей» (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р). Актуальность. В настоящее время отмечается рост количества детей с задержкой речевого развития. В дошкольном образовании возникает необходимость применения комплексных логопедических методик, направленных на формирование речи детей младшего дошкольного возраста. Одной из таких методик является логопедическая ритмика. Логоритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые иьпальчиковые игры. В ход занятия вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии. Такая работа с младшими дошкольниками является профилактикой нарушений речевого 4 развития и позволяет предотвратить тяжелые речевые нарушения детей в более старшем возрасте. Отличительная особенность программы является то, что она предусматривает логопедическое воздействие на детей раннего возраста. Традиционно учителя-логопеды работают в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста. Они устраняют сформировавшиеся у ребенка недостатки в речевом развитии. Мы считаем целесообразным оказывать логопедическое воздействие на детей с 3 летнего возраста с целью профилактики речевых расстройств и предотвращения тяжелых нарушений речи. Программа по логоритмике, полностью соответствует тематическому планированию образовательной деятельности ДОУ, включает работу над формированием коммуникативной компетенции детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. На логоритмических занятиях реализуются здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. В программе предусмотрено создание особых образовательных условий для детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи). Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции: •Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. 2008 год • Программа коррекционно - развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи, Нищева Н. В.; СПБ, 2007. • Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой. • Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной; • Косинова Е. М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи», М., 2011. •Архипова Е. Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии, М .,2008. Адресат программы - дети в возрасте 3-5 лет, в т.ч. с ОВЗ (ТНР). Возрастные особенности речевого развития детей 3-5: В этом возрасте в норме происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих 5 высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. Однако, речь многих детей не соответствует норме развития. По нашим наблюдениям, с каждым годом становится все больше детей, которые не говорят до 3-4 лет. Активная речь детей формируется гораздо позже, говорить начинают эти дети неразборчиво, для их речи характерны полиморфные нарушения звукопроизношения, нарушение слогового строя речи, несформированость грамматического строя и связной речи. Особенности речевого развития детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психологопедагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У детей с ТНР первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам, их речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Детям с ОВЗ ТНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости 6 выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 1 учебный год обучения (сентябрь-май). Общее количество учебных часов для освоения программы - 30 часов(30 часов - средняя группа). Форма обучения - очная. Особенности организации образовательного процесса - групповая работа в одновозрастном постоянном составе. Режим занятий - количество занятий в средней группе - 1 раз в неделю, периодичность - с сентября по май включительно; продолжительность - 20-25 минут. 1.2. Цель и задачи реализации программы. Цель программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка, в т.ч и детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) посредством сочетания музыки, слова и движения. Задачи программы: 1. Активизировать высшую психическую деятельность ребенка через развитие зрительного и слухового внимания и восприятия; 2. Развивать и увеличивать объём слуховой, зрительной и двигательной памяти; 3. Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику детей, формировать произносительные навыки; 4. Развивать и совершенствовать мелкую и общую моторику; 5. Вырабатывать у детей четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; 6. Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи, творческую фантазию и воображение. Создание специальных педагогических условий для детей с ОВЗ (ТНР) Программа предусматривает учет особенностей психофизического развития детей с ОВЗ: • замедленность темпа работы; упрощение речевого материала в соответствии с возможностями ребенка; • рациональная дозировка содержания дидактического материала; • поэтапное разъяснение правил игры; • максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено 7 конкретностью мышления ребенка; • максимальная опора на практическую деятельность и опыт ребенка; опора на более развитые способности ребенка; • использование дополнительных вспомогательных приемов и средств: невербальные средства общения, образцы выполнения заданий, использования упражнений с приемом «доскажи словечко», ведение подготовленного диалога с однословными ответами ребенка, прием «послушай и повтори». 1.3. Принципы и подходы к формированию программы. Общедидактические принципы: Принцип систематичности Систематичность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий. Принцип сознательности и активности опирается на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражнениями. Принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом — непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения. Это непосредственная наглядность. Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями. Одним из условий доступности является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий. Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное обследование ребенка и уточнение его потенциала. 8 Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся все более трудных новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков. Специфические принципы: Принцип развития предполагает развитие: личности ребенка; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и те изменения, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи детей. Принцип всестороннего воздействия обусловливает общее влияние на организм. Действуя в качестве неспецифической терапии, ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма. Принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии принцип опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие. Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. Принцип учета симптоматики определяет физические возможности детей с общим недоразвитием речи: ослабленность, наличие парезов. Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико- психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкальноритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах, в том числе детских инструментах). Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Организация коррекционного процесса основана на индивидуальном и деятельностном подходе. 9 1.4. Планируемые результаты освоения программы. Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат в ходе реализации программы в виде целевых ориентиров: владеть достаточным словарным запасом по лексическим темам; ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ; управлять своим голосом и интонационной выразительностью речи; правильно брать дыхание во время пения; обладать достаточной подвижностью артикуляционного аппарат; дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках; выполнять оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма; ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега; координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений. 10 III. 3.1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Основные направления, технологии, содержание, формы и методы дополнительной образовательной деятельности. Реализация направлениям. программы РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ - совершенствование общей моторики, координации движений, - регуляция мышечного тонуса; - развитие восприятия – слухового внимания - воспитание подражательности, активности, инициативности, самостоятельности, коллективизма, - оптико-пространственных представлений - зрительной ориентировки на собеседника - зрительной ориентировки на собеседника - слуховой памяти - воспитание волевых качеств (смелости, настойчивости, решительности выдержки) «Логоритмика» проходит по двум КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ - развитие темпа и ритма дыхания, голоса; - выработку умеренного темпа и ритма речи - формирование интонационной выразительности - развитие орального праксиса (артикуляционной и мимической моторики); - развивать координацию речи с движением; - воспитание правильного звукопроизношения - формирование фонематического слуха - формирование фонематического слуха - развитие грамматической правильности речи Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений объединены педагогические технологии как традиционные, так и инновационные. 3.2. Традиционные технологи. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем 11 направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. п. На занятиях используются следующие виды ходьбы: ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами; ходьба «стайкой», т. е. вместе, группой; ходьба группой (под барабан) к противоположной стене зала; ходьба вдоль каната по кругу друг за другом: это готовит детей к ходьбе в колонну по одному; ходьба друг за другом, держась рукой за веревку: дети стоят друг за другом, в левой руке каждого — веревка, под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать произношением звука у-у-у; ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами. Дети идут маленькими шагами 3—4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены; ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5—6 кубиков и рейки лестницы, положенной на пол (2—3 круга); ходьба вверх по наклонной доске, соскок (2 раза) и т. д. Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко» — forte и «тихо» — piano. Дошкольники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются. В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие (в этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного навыка); и коррекционные упражнения (для укрепления мышц, стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки). 12 Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они способствуют нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются: упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, выработка продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников. Упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость, распределение) и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащим жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. 13 Ритмические игры и счетные упражнения развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. Пение песен и вокализов, распевок развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. Пальчиковые игры и сказки и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана. Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу. 14 Упражнения для развития творческой инициативы. К этим упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательномузыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество, упражнения на словотворчество также входит в эту группу. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры. Заключительные упражнения (упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения). Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведении и др. 3.3. Инновационные технологии. Технология «Игровой массаж». Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых. «Гимнастика мозга» представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему не успешности. Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания. Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение гласных звуков) Использование компьютерных презентаций, видеофильмов, и других технических средств, Использование элементов массажа, самомассажа – (массажные коврики) Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости) 15 Моделирование для развития пространственного праксиса и гнозиса (схемы построений, перестроений, модели, планы). Однако не все перечисленные виды работы могут быть включены в одно занятие, некоторые упражнения могут повторяться (закрепляться) или использоваться на других занятиях (музыкальное, физкультурное, логопедическое и т.д.) Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т. п. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях. Средства логопедической ритмики можно представить, как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкальноритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией. 3.4. Форма и методы реализации программы. Программа дополнительного образования «Логоритмика» основывается на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми старшего дошкольного возраста. В данном образовательной процессе используются групповая форма работы. Основой всех форм и методов обучения в логопедической ритмике является избираемый педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе (логопедическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.). Двигательная нагрузка выражается в количестве и насыщенности заданий, интенсивное выполнение которых положительно действует на физическое состояние детей с ОНР. Задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности человека, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливании двигательной и речевой задачи, точности ответной реакции на них и т. п. Правильное соотношение 16 времени, затрачиваемого на расходование психических и физических сил занимающихся и следующего за этим отдыха, должно соблюдаться при проведении логоритмических занятий. В коррекционном процессе на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы. Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений: наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий - кинофильмов, картин и т.п.; тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела; наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п. Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи: краткое описание и объяснение новых движений; пояснение, сопровождающее показ движения; указание, необходимое при воспроизведении движения; беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр; вопросы для проверки осознания действий; команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.); образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ; словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения. Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоционально- эффективный. Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является 17 воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности. 3.5. Учебно-тематический план дополнительной образовательной деятельности. Учебно-тематическое планирование для детей от 3 до 4 лет. Месяц Номер занятия Сентябрь 1 2 3 4 Октябрь 5 6 7 8 Ноябрь 9 10 11 Декабрь 12 13 14 15 16 Январь 17 18 Тема Количество НОД Время всего 1 1 Время НОД, мин 15 15 Дудочка. Про то, как рыжий кот у бабушки живёт. Кот и пёс. Чудесное яблоко. Яблонька. Как растили капусту. Заяц в огороде. День рождения зайчика. Домик для воробья. Домок-теремок. Приближается зима. Зимовье зверей. Мельник и медведь. Медвежонок Мишутка. Серебряный ключик. Новогодняя ёлка. Снеговик. Новогодняя ёлка в лесу. 1 1 15 15 15 15 1 1 15 15 15 15 1 1 15 15 15 15 1 15 15 1 1 15 15 15 15 1 1 15 15 15 15 1 15 15 1 15 15 1 15 15 1 1 15 15 15 15 15 15 18 19 Февраль 20 21 22 23 24 Март 25 26 27 Апрель 28 29 30 31 32 Май 33 34 35 36 Помогите птицам. Кукла Аня. Новоселье у куклы. Поезд игрушек. Парад игрушек. Иван Иваныч Самоварыч. У меня полно хлопот. Как козлик маму искал. Паровозик из ромашково. Зайкина шубка. Храбрый цыплёнок. Мамы и малыши. Как петушок утро проспал. Прогулка в весеннем лесу. Дела много у зверей. Чей это домик? Параходик. Дуся ехала на дачу. Итого в год 1 15 15 1 1 15 15 15 15 1 1 1 15 15 15 15 15 15 1 15 15 1 15 15 1 15 15 1 1 15 15 15 15 1 15 15 1 15 15 1 15 15 1 15 15 1 1 1 15 15 15 15 15 15 540 мин 36 Учебно-тематическое планирование для детей от 4 до 5 лет. Месяц Номер занятия Сентябрь 1 2 3 4 Тема Количество НОД Время всего 1 Время НОД, мин 20 Цыплёнок и его семья. История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали. Белая козочка. У кошки день 1 20 20 1 1 20 20 20 20 20 19 Октябрь 5 6 7 8 Ноябрь Декабрь 9 10 11 12 13 14 15 Январь 16 17 18 19 20 Февраль 21 22 23 Март Апрель 24 25 26 27 28 29 30 рождения. Лесные звёзды. Зайкаогородник. Любимое кушанье. Дорога на мельницу. Верные друзья. Сказка про зайцев. Круглый год. Времена года. Про МурочкуМурысоньку. Мурка в город собирается. Как Мурочка Деда Мороза будила. Дед Мороз. Снегурочка на новогодней ёлочке в лесу. Волчья песня. Петушок. Лисичка со скалочкой. Петух да собака. Бременские музыканты. Возьми меня с собой. А что у вас? Вот так мастера. Как стать большим. Даша и Маша. Горшочек каши. Как мышонок стал трудолюбивым. Сказка про Бурого Мишку и 1 1 20 20 20 20 1 20 20 1 20 20 1 1 20 20 20 20 1 1 1 20 20 20 20 20 20 1 20 20 1 20 20 1 1 20 20 20 20 1 1 1 20 20 20 20 20 20 1 1 20 20 20 20 1 20 20 1 1 1 20 20 20 20 20 20 1 1 1 20 20 20 20 20 20 1 20 20 20 31 32 Май 33 34 35 36 Мышкувертушку. Чьи это ушки. История о том, как мышата помогли Зайчонку свой дом найти. Красный фонарик. Колесо. Бычок – смоляной бочок. Коза – обманщица. Итого в год 1 1 20 20 20 20 1 20 20 1 1 20 20 20 20 1 20 20 720 мин 36 Учебно-тематическое планирование для детей от 4 до 5 лет. Месяц Номер занятия Сентябрь 1 2 3 4 Октябрь 5 6 7 8 Ноябрь 9 10 Тема Количество НОД Время всего 1 Время НОД, мин 25 Сбор грибов и ягод. Путешествие язычка. В гостях у лесного гнома. «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева «Пых» по мотивам белорусской народной сказки. Спор овощей. «Колосок» . Приключение дождика. Краски осени. «Палочкавыручалочка» по мотивам сказки 1 25 25 1 25 25 1 25 25 1 25 25 1 1 1 25 25 25 25 25 25 1 1 25 25 25 25 25 21 11 12 Декабрь 13 14 15 16 Январь 17 18 19 20 Февраль 21 22 В. Сутеева. «Как коза в лесу избушку построила по мотивам русской народной сказки. «Кот, петух, лиса» по мотивам русской народной сказки. «Теремокхолодок» «Дед Мороз построил дом» «Отчего у белого медведя нос чёрный» по мотивам юкагирской сказки. «Ёлка» по мотивам сказки В. Сутеева. Снеговик на ёлке. Морозята. «Мороз Иванович» по мотивам рассказа В. Одоевского. Приключения Снежинки. «Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки. «Мороз, солнце, ветер» по мотивам русской народной 1 25 25 1 25 25 1 25 25 1 25 25 1 25 25 1 25 25 1 25 25 1 1 25 25 25 25 1 25 25 1 25 25 1 25 25 22 23 24 Март 25 26 27 28 Апрель 29 30 31 Май 32 33 34 сказки. «Парад на красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки. «Я маму мою обидел» по мотивам сказки Р. Киплинга. Кем быть? «Откуда у носорога шкура?» по мотивам сказки Р. Киплинга. «Откуда у верблюда горб?» по мотивам сказки Р. Киплинга. «Откуда у кита такая глотка?» по мотивам сказки Р. Киплинга. Космическое путешествие. Лекарство от зевоты. Пасха. Колобок. «Волшебное зеркало» по мотивам чешской народной сказки. 1 25 25 1 25 25 1 25 25 1 1 25 25 25 25 1 25 25 1 25 25 1 25 25 1 25 25 1 1 1 25 25 25 25 25 25 23 35 36 Итого в год Как муравьишка дом себе искал. История о том, как гном построил дом. 36 1 25 25 1 25 25 900 мин 24 IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 3.1 Учебный план по дополнительной образовательной программе «Логоритмика» Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста. Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально волевых качеств личности. Направл енность програм мы Социаль ногуманит арная УЧЕБНЫЙ ПЛАН Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Логоритмика» МБДОУ – детского сада № 476 на 2024 – 2025 учебный год Назван Форма Учебная группа Объем Объем ие заняти образователь образовате Срок Количество Напол програ й ной льной обучен групп няемос ммы нагрузки в нагрузки в ия ть неделю месяц «Логор итмика » Подгру пповая 1 год 1 (3-4) лет 1 (4-5) лет Не более 30 Не более 30 Объем образова тельной нагрузки в год 1 (15 минут) 4 (60минут) 36 (540 минут) 1 (20минут) 4 (80 минут) 36 (720 минут) 3.2. Материально-техническое обеспечение. На основании федерального образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об 25 утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), реализация программы дополнительного образования «Логоритмика» требует организации развивающей предметнопространственной среды для решения поставленных задач. А именно, в разнообразии базы используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационно-компьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернетресурсов). Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия. Условия реализации программы Требования к среде: Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале. Обязательно наличие музыкального центра,телевизора, Мультимедийного проектора, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений. Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки, иллюстрации к детским песенкам. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки. Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели. Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики. Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки. Занятия по логоритмике могут проводить педагоги со Специальным логопедическим или музыкальным образованием. Центр Игровое пространство для реализации коррекционнокоррекционно-развивающего процесса; развивающей Ковер; работы: Мольберт; Столы и стулья; 26 Технические средства: Нагляднодидактический и демонстрационный материал: Игровой спортивный инвентарь: Программнометодическое обеспеченье программы педагогике: Программнометодическое обеспеченье программы логоритмике: и по по Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор) Наличие ноутбука; Проектор; Музыкальный центр; Принтер; Сканер. Музыкальные произведения. Бланки с заданиями по темам; Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных; Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям; Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений; Схемы-планы, модели. Костюмы зверей; Музыкальные инструменты; Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики; Пособия на развитие дыхания, Ритмические палочки, Массажные мячики «Су-джок» Программа «Логоритмика» базируется на основных положениях программ и методических пособий: Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной; «Система коррекционной работы» Н. В. Нищевой; Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах картинках» Т. А. Куликовской Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» - М., Просвещение, 1985 Методические пособия по логоритмике М.Ю. Картушиной, М.Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Е.А. Алябьевой, Н.В. Микляевой Воронова А.Е. «Логоритмика для детей 5-7 лет» Занятия и упражнения. М «ТС СФЕРА», 2006. 27 Программно Методические пособия «Стрельниковская методическое дыхательная гимнастика для детей» обеспеченье М.Н.Щетинина; программы по «Психогимнастика М. И. Чистяковой, оздоровлению детей: «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько 3.3. Диагностика неречевых психических функций. Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий. Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей. Рассмотрим следующие способы проверки прогнозируемых результатов, которые будут применятся в ходе реализации данной Программы. 1. Тест на слухоречевую память – игра «Попугай». Ребенку предлагают превратиться в попугайчика. Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить. Для детей 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок). 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг). 6 лет – из 9 слов (комната, кухня, улица, машина, лето, солнце, квадрат, треугольник, лиса). 7 лет – из 11 слов (бегемот, волк, заяц, весна, сосулька, велосипед, рисунок, поляна ромашка, Буратино, книга). Оценка результата: Высокий уровень: воспроизведение после трехкратного повторения 3 слов для детей 4 лет, 5 слов – для 5-летних, 6 слов после первого (второго) предъявления – для 6-летних и 9 слов – для 7-летних. Средний уровень: снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом и многократные ошибки с самокоррекцией. 28 Низкий уровень: снижение объема запоминания на 50% по сравнению с возрастным нормативом или неподдающийся коррекции отказ от повторения слов после 1-2 попыток. 2. Тест на двигательную память – игра «Обезьянка». Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений. Детям 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед). 5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки). 6 лет – серия из 9 (те же движения, а также круговое вращение головы, обхватить руками плечи). 7 лет – серия из 11 движений (те же движения, а также встать на одну ногу, выставить вторую ногу вперед на пятку). Оценка результата: Высокий уровень: уверенное воспроизведение последовательности движений после 1-3 показов (дети 4 лет – не менее 3 движений, 5 лет – не менее 5, 6 лет – не менее 7, 7 лет – не менее 9). Средний уровень: снижение объема запоминания движений на 2 элемента, единичные ошибки с возможностью самостоятельной коррекции. Низкий уровень: невозможность усвоения и воспроизведения серии движений при любых условиях (неоднократном показе и подсказках). 3. Тест на праксис позы пальцев – игра «Послушные пальчики». Детям предлагают посмотреть, запомнить и выполнить серию из движений мелкой моторики, показать, какие у них послушные пальчики. Движения выполняют сначала одной рукой, затем другой. Детям 4 лет предлагается серия из 3 движений: «иголка» (показать указательный палец)– кулак – «кольцо» (соединить указательный и большой пальцы). 5 лет – из 4 (те же движения, а также «коза»: выставить вперед мизинец и указательный палец, средний и безымянный поддерживать большим). 6 лет – из 5 (те же движения, а также «бык»: выставить вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони). 7 лет – из 6 (те же движения, а также «звезда»: широко развести в стороны прямые пальцы). Оценка результата: Высокий уровень: безошибочное выполнение соответствующей возрасту серии движений каждой рукой. 29 Средний уровень: 1-2 ошибки с самокоррекцией при переносе программы на другую руку. Низкий уровень: многочисленные ошибки, несмотря на активную помощь педагога. 4. Обследование неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе). Диагностика проводится в начале учебного года логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Реализация данной программы предполагает диагностику индивидуального развития ребенка учителем-логопедом в тесном взаимодействии с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и педагогами групп. Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий. Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей. Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма. 1-й элемент: - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - … 4-й элемент: … - 30 По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве. 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики. 1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому. 6. Состояние мелкой моторики. 1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение от одного движения к другому. «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу «Результаты диагностики неречевых психических функций». (Приложение 1) 7. Обследование состояния экспрессивной речи. 1. Состояние дыхательной и голосовой функций: 31 объём дыхания; продолжительность речевого выдоха; сила голоса; модуляция голоса. 2. Особенности динамической стороны речи: темп; ритм; паузация; употребление основных видов интонации. Результаты диагностики могут быть направлены для решения следующих образовательных задач: - с целью построения индивидуальной образовательной траектории каждого ребёнка; - построения системы работы в соответствии с актуальной ситуацией развития группы; - для отбора методов, приемов и технологий. 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».М.: Омега- Л.,2014.- 134 с. 2. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с. 3. Бабушкина, Р.Л. Кислякова О.М., Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. -- СПб. КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика) 4. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 – Логопедия;032000 –Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная). -СПб.:»Петербург –XXI «,1997. 5. Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.» ТС СФЕРА»,2006. 6. Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ. «ДЕТСТВОПРЕСС»,2005. 7. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая подготовительная группы. – М.: Академия развития. – 2006 – 120 с. 8. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005. 9. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М., Творческий центр, 2008 10. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 45 лет. М., Творческий центр, 2008 11. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 56 лет. М., Творческий центр, 2008 12. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М., Аверсэв, 2004. 13. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Издательство «Гном- Пресс», 1997 г. – 64 с. 14. Крупа-Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста/ Ростов н/Д: Феникс, 2010, - 99 с. 15. Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005, 16. Лопухина, И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб. «Дельта» - 1997. 33 17. Микляева, Н.В. Полозова О.А., Радионова Ю.Н., Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. - 2-е изд. – М.: Айрис- пресс, 2005, - 112 с. 18. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003. – 528 с. 19. Овчинникова, Т.С. Логоритмические распевки. СПб. «КАРО»,2009. 20. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с. 21. Таран, Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПБ. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 22. Чистякова, М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, - 1995. 23. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с. 24. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс. – 2007 34 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Структура дополнительной образовательной деятельности Основные требования проведения занятий с детьми в ходе реализации данной Программы: последовательность; повторяемость; доступность; эмоциональность; создание единых игровых ситуаций. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку непосредственность его восприятия облегчают поставленную задачу. Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий необходимо следующее: тесный контакт воспитателя и музыкального руководителя; тесный контакт педагогов и родителей. Большинство авторов (Е. Кузнецова, А.Е. Воронова, М.Ю. Картушина) придерживается структуры занятия, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. I водная часть (от 3 до 5 минут) включает в себя: 1. различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений; 2. упражнения на ориентировку в пространстве; 3. упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса. II основная часть (от 10 до 15 минут) включает в себя: 1. развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики; 2. упражнения на развитие внимания, памяти; 3. упражнения на развитие чувства ритма, темпа; 4. упражнения на развитие координации речи с движением; 5. упражнения на развитие координации пения с движением; 6. слушание музыки для снятия напряжения; 7. игровые упражнения на развитие мелкой моторики. III заключительная часть (от 3 до 8 минут) включает в себя: 1. упражнения на восстановления дыхания; - спокойные виды ходьбы; 2. упражнения на релаксацию; 3. оценку деятельности ребенка. 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 май сентябрь май сентябрь май Ориентир Состояние Состояние овка в общей мелкой пространс моторики моторики тве сентябрь май Восприятие и воспроизвед ение ритма сентябрь май Слуховое внимание сентябрь № ФИО ребенка Результаты диагностики неречевых психических функций (в баллах) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 36