Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности Конструирование и моделирование

2

Содержание
1. Целевой раздел.
1.1.

Пояснительная записка

4

1.2.

Цели и задачи реализации программы

6

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

7

1.4.

Планируемые результаты освоения программы

8

2. Содержательный раздел

9

2.1. Основные направления, технологии, содержание, формы и методы
дополнительной образовательной деятельности

9

2.2. Форма и методы реализации программы

9

2.3. Календарно – тематическое планирование

11

3. Организационный раздел

15

3.1.Учебный план «Конструирование и моделирование»

15

3.2. Материально техническое обеспечение

17

Список литературы

17

3

Программа дополнительного образования разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
2. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

образовательных организаций дополнительного образования детей»;
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Уставом МБДОУ - детский сад № 476.

4

1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Конструирование и
моделирование» (далее по тексту – Программа) для детей старшего
дошкольного возраста 5-7 лет и направлена на развитие у детей
познавательной

активности,

наблюдательности,

на

развитие

основ

инженерного мышления необходимые ребенку уже с малых лет, так как с
самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и
роботов.
Программа

построена

на

использовании

электронного

конструктора

«Знаток» как инструмента для обучения детей конструированию и
моделированию. Простота в построении модели в сочетании с большими
конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце
занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет
поставленную ими же самими задачу. Изучая простые механизмы, ребята
учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают
элементарное конструкторское мышление, изучают принципы работы
многих механизмов.
Отличительные особенности программы заключается в том, что работа с
конструкторами «Знаток» позволяет детям в форме познавательной игры
узнать основы электротехники и электроники.
Актуальность данной программы состоит в том, что техническое творчество
способствует развитию коммуникативных способностей, развивает навыки
взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает
творческий потенциал. Изучая принципы работы простых механизмов и
самостоятельно создавая простые технические проекты, дети не только
развивают элементарное конструкторское мышление, но и приобретают
умение использовать полученные навыки и знания в различных ситуациях.
При проведении занятий по конструированию этот факт не просто
учитывается, а реально используется на каждом занятии.
5

Новизна данной программы состоит в том, что основная задача данных
практических занятий – показать связь между программой «Знаток» и
окружающей нас современной жизнью. Ведь конструктор содержит
элементы, которые присутствуют практически во всей окружающей нас
технике – компьютерах, телефонах, автомобилях, фото- и видеокамерах,
телевизорах, музыкальной аппаратуре и т.д.
Конструктор «Знаток» объединяет
экспериментированием,
речевую

а,

деятельность

в

себе

следовательно,

элементы

активизирует

дошкольников,

развивает

игры

с

мыслительно-

конструкторские

способности и техническое мышление, воображение и навыки общения,
способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор,
позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной
активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их
дальнейшего обучения в школе. Конструктор «Знаток» поможет ребенку в
освоении разделов школьной программы, как «Механические колебания и
волны.

Звук»,

«Основы

электроники»,

«Интегральные

микросхемы»,

«Цифровая техника. Логические схемы» и многое другое.
Использование этого конструктора является великолепным средством для
интеллектуального

развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию

различных видов деятельности.
1.2 Цели и задачи реализации программы
Цель: формирование основ технического мышления у дошкольников через
электроконструирование.
Задачи:
Обучающие:
 Дать общие сведения о природе электрического тока и показать
основные

приемы

и

правила

электромонтажных работ.
Развивающие:
 Развивать коммуникативные качества.
6

выполнения

простейших

 Развивать у детей познавательную активность и интерес к
техническому творчеству.
Воспитательные:
 Приобщать

детей

к

научным

ценностям

и

достижениям

современной техники.
1.2. Принципы и подходы к реализации к программы
В основу программы заложены следующие основные педагогические
принципы:
- систематичность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Подходы к формированию программы:
•

Реализация программы в формах, специфических для детей

данной

возрастной

группы,

прежде

всего

в

форме

игры,

познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой
активности, обеспечивающей развитие ребенка.
•

Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;

•

Формирование познавательных интересов и познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности;
•

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие

условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
•

Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.

7

1.4. Планируемые результаты освоения программы
должны знать:
- основные элементы электрических
схем и способы их обозначения;
- основные приемы выполнения
работ при сборке простейших
электрических цепей;
технику
безопасности
при
выполнении
практикоориентированных заданий;
- организовывать рабочее место;
собирать
и
анализировать
электрические
схемы
простого
уровня сложности;
- соблюдать технику безопасности
при
выполнении
практикоориентированных заданий;

должны уметь:
- уметь осуществлять компьютерное
моделирование
с
помощью
современных программных средств;
- уметь обращаться с управляемыми
машинными конструкторами;
- уметь работать по образцу,
алгоритму;
- уметь работать в команде над
решением
поставленной
задачи
(коллективный труд)
- уметь творчески подходить к
проблемным ситуациям (проводить
эксперимент
для
построенных
моделей);
- изучить возможности цифровых
датчиков и сенсорных сетей для
выполнения поставленных задач.

В результате освоения программы у воспитанников будут сформированы:
- познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение);
- интегративные качества (любознательность, активность, способность
решать интеллектуальные задачи, овладение предпосылками учебной
деятельности);
-коммуникативные

навыки

(умение

общаться

со

сверстниками

и

взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности);
- сформированность произвольности, моторики и координации;
- характеристика одарѐнности (любознательность, целеустремлѐнность,
способность к прогнозированию, способность рассуждать и мыслить
логически, способность к оценке, словарный запас).
Таким образом можно сделать вывод, что эффект от реализации
разработанной

программы

«Конструирование

и

моделирование»

протяжении одного учебного года даст свои положительные результаты.
8

на

Форма представления результатов
- Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
- Конкурсы, соревнования
2. Содержательный раздел
2.1. Основные направления, технологии, содержание, формы и методы
дополнительной образовательной деятельности
Формы и режимы занятий.
Построение программы для старшего дошкольного возраста ориентировано
на удовлетворение ведущей потребности, свойственной

конкретному

возрастному периоду детства, и основано на развитии эмоциональной и
коммуникативной сферы. Интерес к занятиям повышает применение игровых
педагогических технологий, использование занимательных материалов.
Применяются элементы технологии проблемного обучения. Технология
развивающего

обучения

способствуют
технологии

развитию

и

личностно-ориентированный

творческой

(физкультминутки,

смена

личности.
видов

подход

Здоровьесберегающие
деятельности,

игры)

способствуют укреплению здоровья воспитанников.
Форма работы:
- коллективная
- подгрупповая
- индивидуальная в зависимости от решаемых задач.
2.2. Методы и приемы.
Методы
Наглядный

Информационнорецептивный

Приѐмы
Рассматривание на занятиях готовых построек,
демонстрация способов крепления, приемов подбора
деталей по размеру, форме, цвету, способы
удержания их в руке или на столе.
Обследование деталей, которое предполагает
подключение различных анализаторов (зрительных и
9

тактильных) для знакомства с формой, определения
пространственных соотношений между ними
(на, под, слева, справа.) Совместная деятельность
педагога и ребѐнка.
Репродуктивный
Воспроизводство знаний и способов деятельности
(форма: собирание моделей и конструкций по
образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический
Использование детьми на практике полученных
знаний и увиденных приемов работы.
Словесный
Краткое описание и объяснение действий,
сопровождение и демонстрация образцов, разных
вариантов моделей.
Проблемный
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое
использование готовых заданий (предметов),
самостоятельное их преобразование.
Игровой
Использование сюжета игр для организации детской
деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично - поисковый Решение проблемных задач
Структура занятия:
- организационный этап (создание эмоционального настроения в группе,
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);
- мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических
понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме);
- практический этап (подача новой информации на основе имеющихся
данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих
способностей, отработка полученных навыков на практике);
- рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов
занятия).

10

2.3 Календарно – тематическое планирование на 2024 – 2025 учебный
период по Программе «Конструирование и моделирование»
месяц

№

Тема занятия

сентябрь

1

Знакомство с набором «Знаток». Правила работы с
электронным конструктором

2

Что такое электроника, и для чего она нужна?

3

Природа электрического тока. техника безопасности и
правила поведения. Источники питания и света

4

Схема №1 - «Лампа»
Схема №7 – «Светодиод»

октябрь

1

Схема №5 - «Последовательное соединение лампы и
вентилятора

2

Схема №4 – «Вентилятор, управляемый магнитом»
Схема №13 – «Вентилятор, с изменяемой скоростью
вращения»

3

Схема №12 – «Лампа с измеряемой яркостью»
Схема №28 – «Лампа, включаемая светом»

4

Схема №113 – «Две лампы с миганием»
Схема №128 – «Мигающая цветная лампа, управляемая
звуком»

ноябрь

1

Схема №40 – «Звуки пулемета»
Схема №50 –«Звуки игрового автомата со световым
сопровождением

2

Схема №138 – «Звуки теплохода»
Схема №145 – «Звуки колокольчика»

3

Схема №254 – «Звук полицейского свистка»
Схема №289 – «Сигналы полицейской машины,
управляемые сенсором»

4

Схема №306 – «Световой индикатор громкости звука»
Схема №185 – «Звуки музыки, возвещающие о закате»
11

декабрь

1

2

январь

3

Схема №200 – «Светомузыкальный электронный
почтовый ящик»

4

Схема №180 – «Музыкальный дверной звонок с
выдержкой времени»

1

Схема №33 – «Светомузыкальный дверной звонок с
ручным управлением»

2

Схема №112 – «Музыкальный дверной звонок с
прерывистым звучанием»
Схема №183 – «Дверной звонок с продолжительным
звучанием, управляемый сенсором»

3
февраль

март

апрель

Схема №18 – «Музыкальный дверной звонок с ручным
управлением»
Схема №153 – «Высокочувствительный дверной звонок,
управляемый звуком»
Схема №181 – «Музыкальный дверной звонок,
управляемый сенсором»

1

Схема №72 – «Вентилятор со звуком, управляемый
магнитом»

2

Схема №125 – «Вентилятор, останавливающийся при
включении света»

3

Схема №130- «Вентилятор, замедляющий вращение
при усилении потока воздуха»

4

Схема №157 – «Вентилятор, включаемый струей
воздуха»

1

Схема №166 – «Музыкальная радиостанция»

2

Схема №203 – «Радиоприемник с регулируемой
громкостью»

3

Схема №284 – «Радиостанция звездных войн»

4

Схема №202 – «Громкий радиоприемник»

1

Схема №36 – «Сигнал тревоги, если ребенок мокрый»
Схема №167 – «Беспроводная сигнализация о том, что
ребенок мокрый»

2

Схема №174 – «Беспроводная сигнализация со звуком
пулеметной очереди»

3

Схема №227 – «Защитная сигнализация с одной
лампой»
12

май

4

Схема №253 – «Детектор лжи»

1

Схема №273 – «Усиленная звуковая сигнализация»

2

Схема №285 – «Радиоприемник звездных войн в
качестве защитной сигнализации»

3

Схема №291 – «Музыкальная защитная сигнализация,
реагирующая на обрыв провода»

4

Итоговое занятие

Тема

Теоретическая часть

Практическая часть

Основы электроконструирования
Природа
электрического
тока

Теоретические
занятия:
Правила
работы
с
электронным конструктором и
техника
безопасности
и
правила поведения. Понятие
«электричество»,
«электрический заряд»,
«электрический
ток»,
«электрическая цепь».
История появления и развития
электричества.

Изучение компонентов
(электронные блоки и
провода) электрической
схемы.
Методика
сборки

Источники
питания.
Источники света

Последовательное
и
параллельное
соединение
элементов цепи. Современные
источники питания. Внешний
вид, устройство и условное
обозначение
ламп
накаливания. Внешний вид,
устройство
и
условное
обозначение
светодиодов
встречающихся
в
принципиальных схемах.
Вольт-амперные
характеристики светодиодов.
Новые источники света.
Дать представление о том, что
для имитации звуков стрельбы
игрушечных автоматов и

Основные
схемы
включения
ламп и светодиодов
(Схемы 1,
5, 28). Влияние силы
тока
на
яркость
светодиодов
(Схема 7,12).
Попеременное
включение лампы и
светодиода (Схемы 113,
128).

Имитаторы
звуков.

13

Схемы имитации звуков
игрушек (40, 50, 254,
289), звуков техники

Музыкальные
звонки.

Радиоприемники
и вентиляторы

Охранные
сигнализации

пистолетов
используются
низковольтные электромоторы
со специальной насадкой,
производящей удары о корпус
аппарата, которые создают
эффект «тарахтения» игрушки.
Сформировать практические
умения и навыки при сборе
имитатора
звуковой
индикации. Проверить умения
работать с принципиальными
схемами.
Последовательное
и
параллельное
соединение
элементов цепи. Условные
обозначения элементов цепи.
История
появления
музыкальных
дверных
звонков.
Первоначальные
понятия
радиоэлектроники.
Радиоэлектроника – прошлое и
настоящее.
Графические
обозначения. Схема
приѐмника, схема вентилятора.
Рассматривание
схемы
вентилятора,
собранной
воспитателем. Рассказ педагога
о
том,
какие
бывают
вентиляторы, о назначении
работы вентилятора. Назвать
детали схемы. Сборка схемы

(138, 145, 306), звуков
природы (185)

Рассматривание схемы работы
сигнализации,
собранной
педагогом. Рассказ педагога о
том,
какие
бывают
сигнализации
и
о
их
назначении. Название деталей
схемы.

Практические занятия:
Беспроводные
сигнализации
(167, 174), защитные
сигнализации (36, 227,
253, 273,285, 291)

14

Музыкальные звонки с
различным управлением
(18,
181,183).
Музыкальные звонки
различной громкости и
продолжительности
(180, 200).
Влияние магнита на
вентилятор (4), сила
вращения вентилятора
(125,
130).
Сборка
приѐмника.
Чувствительность и
избирательность.
Определение границ
приѐмника
по
генератору
радиочастоты. Отладка,
испытание (166, 202,
203, 284).

3. Организационный раздел
3.1.

Учебный план «Конструирование и моделирование»

15

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Конструирование и моделирование»
МБДОУ – детского сада № 476
на 2024 – 2025 учебный год
Направленнос
ть программы

Название программы

Техническая

«Конструирование и
моделирование»

Форма
занятий
Подгрупповая

Срок
обучения
1 год

Учебная группа
Количество Наполняемость
групп
1 (5-6) лет

Не более 30

Объем
образовательной
нагрузки в
неделю
1 (25 минут)

1 (6-7) лет

Не более 30

1 (30 минут)

Объем
образовательной
нагрузки в месяц

Объем
образовательной
нагрузки в год

4 (100минут)

36 (900 минут)

4 (120 минут)

36 (1080 минут)

Общий срок реализации программы (количество лет) - сентябрь 2024 – май 2026, 36 учебных недель
Возраст воспитанников 5 – 7 лет.
Занятия проводятся групповым способом, 1 раз в неделю.

2

3.2.

Материально -техническое обеспечение программы

Технические средства обучения
Электронный конструктор «Знаток»
Комплект конструкторов «Polydron»
Конструктор UARO базовый набор
Ноутбук
Мультимедиа
Телевизор
Список литературы
Литература для педагога:
1. Бахметьев А.А. Электронный конструктор «Знаток». – Текст, макет, 2003.
2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества.
– М.: Просвещение, 2000.
3. Волкова С.И. Конструирование: метод.пособ.– М.: «Просвещение», 2009.
4. Галагузова М.А., Комский Д.М. Первые шаги в электротехнику. – М.:
Просвещение,1984.
5. Журавлева А.П. Кружок начального технического моделирования: типовая
программа. – М.: Просвещение, 1988.
6. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль, 2004.
7. Иванов Б.С. Своими руками. – М.: Просвещение, 1984.

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».