Способы привлечения и удержания детского внимания
10.11.2020
Способы привлечения и удержания внимания дошкольников
Представьте, что вы сидите перед телевизором и держите в
руках пульт управления. Вы включаете один канал, и, не найдя ничего
интересного, переключаете дальше… Реклама. Неинтересно. Переключаете дальше.
Фильм, который вы уже смотрели… Дальше. И так, пока не закончатся все каналы. А
потом… по второму кругу. И не замечаете, как проходит час.
Удержать внимание людей, тем более маленьких детей, во время
взаимодействия с ними непросто. Не случайно приведен этот пример с телевизором.
Переключая каналы на нем, мы удерживаем свое внимание очень долго. Чтобы
удержать внимание детей, мы тоже можем переключать каналы, только каналы
восприятия (слуховой, зрительный, тактильный). «Послушайте, а теперь
посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А
теперь снова послушайте». При смене канала восприятия внимание на какое-то
время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела
человеческого непроизвольного внимания. У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к
моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минут. Это
первый способ привлечь и удержать внимание.
Второй способ заключается в следующем. Как
известно, человек забывает примерно 90% того, что он слышит, 60 % того, что
видит, и лишь 10 % того, что делает. Представьте, что ваш друг рассказал о том,
как он делал ремонт дома, ваш член семьи, например, муж, делал ремонт дома и вы
это видели, и, наконец, вы сами делали ремонт. Что вам запомнится лучше?
Степень запоминаемости сюжета зависит от степени вовлеченности в него. Отсюда
следует, что в работе с детьми необходимо использовать практические методы,
использовать разнообразный раздаточный материал, чтобы каждый ребенок мог
повзаимодействовать с ним.
Третий способ привлечения и удержания внимания –
это использование метода «вовлечение», который содержит в себе следующие
приемы:
- задать вопрос, который должен быть легким, подразумевающим
односложный ответ, чтобы не ввести детей в затруднение,
- допустить намеренно ошибку,
- попросить поднять руку тем, кто…(например, любит кататься
на санках, зависит от темы занятия). При этом педагог может сам поднять руку в
качестве примера.
- можно спросить, все ли видно с доски, может, сделать свет
ярче, или наоборот, приглушить.
Таким образом, дети вовлекаются в принятие решения, а
это им, как правило, льстит.
Четвертый способ привлечь внимание можно
использовать, когда есть какой-либо раздаточный материал, например,
обыкновенный лист бумаги для рисования. Вы предлагаете следующее: «Возьмите
лист бумаги и поднимите над головой. Так, вижу. А у тебя нет? Вот, возьми. Или
Передайте, пожалуйста, товарищу. А теперь положите его горизонтально. Так,
начнем». А дальше можно говорить то, что к листу бумаги не имеет отношения,
например, объяснить последовательность рисования какого-либо предмета. И никто
ничего не замечает, как у хорошего фокусника.
Пятый способ привлечения внимания заключается в
следующем: как известно, дети в дошкольном возрасте очень любят помогать. Как
ни удивительно, к нам больше всего привязываются люди, которых мы просим о
помощи. Здесь, главное, правильно произнести фразу. Не «Сделайте, пожалуйста!»,
а «Помогите мне, пожалуйста!» (расставить стулья, раздать листочки и т. д.).
Особенно этот прием эффективен в работе с гиперактивными детьми. В этом случае,
неважно, что помогает один человек, коллектив часто ощущает себя единым
организмом и воспринимает это, как мы помогли.
Помогают привлечь и активизировать внимание дошкольников и
следующие приемы:
- присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и
переодетого взрослого);
- обыгрывание проблемной ситуации;
- опора на личный опыт детей;
- «Коробка с сюрпризом» - в начале совместной деятельности
появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат
подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не
чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает.
Шестым способом для привлечения и удержания
внимания являются контрастные раздражители: интонации, паузы, темп
речи, жесты, движения педагога.
Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым
важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние
коллектива, каждого отдельного ребенка и может вовремя применить тот или иной
способ активизации внимания.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.03.2021
Дата обновления: 31.03.2021
Дата публикации: 10.11.2020