11.01.2021
В соответствии с ФГОС ДО организация воспитательно-образовательного процесса базируется на следующих принципах и подходах:
1. Поддержка
разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим
многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни
человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических
особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и
способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях
Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными
природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе,
экономике, образовании, культуре требует от людей
умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою
идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать
с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей
и убеждений, мнений и способов их выражения.
Принимая вызовы современного
мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс
и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного
процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом
региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его
возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их
выражения.
2. Сохранение
уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого
самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что
этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
3.
Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм,
средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с
другими людьми, приобщение к традициям
семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со
взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к
полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4.
Личностно-развивающий и гуманистический
характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого
участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию,
настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее
взаимодействие является неотъемлемой
составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием
его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5.
Содействие и сотрудничество детей и
взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает
активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и
взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести
свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в
планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип
содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми
участниками образовательных отношений. Детям
предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать
позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в
соответствии со своими возможностями.
6.
Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с
семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций,
их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной
программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в
семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников.
Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в
содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое
взаимодействие с организациями социализации, образования,
охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и
образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных
программ дополнительного образования детей для
обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация
устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими
организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или
культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям
(посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к
природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов,
экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию
психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости
(центры семейного консультирования и др.).
8.
Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает
возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления
индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного
ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для
реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и
поступков; помощь ребенку в сложной ситуации;
предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности,
акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности
ребенка.
9.
Возрастная адекватность образования. Этот
принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного
образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно
использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и
познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность,
обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на
особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном
возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать
психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные
интересы, особенности и склонности.
10.
Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается
ребенку через разные виды деятельности с
учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и
совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога
с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что
способствует развитию, расширению как явных,
так и скрытых возможностей ребенка.
11. Полнота
содержания и интеграция отдельных
образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее
социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое
и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.
Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая
образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме
изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами
Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно
связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с
познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной
конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация
образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и
дошкольного возраста.
12.
Инвариантность ценностей и целей при
вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа
задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом
которых Организация должна разработать свою основную образовательную программу
и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном
мире разнообразия и неопределенности. При этом
Программа оставляет за Организацией право выбора способов их достижения, выбора
образовательных программ, учитывающих многообразие
конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации
Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и
интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и
предпочтений педагогов и т.п.
(раздел 1.1.2 ООП ДО МБДОУ - детский сад № 476)