Конспект занятия "Экспериментирование с содой"
16.09.2025
Конспект
занятия экспериментирования в подготовительной группе детского сада
Тема
занятия: Экспериментирование с пищевой содой, пищевыми красителями и жидкостью
для мытья посуды
Составила: Щенникова Людмила Евгеньевна, воспитатель
МБДОУ – детский сад № 476 «Росинка», г. Екатеринбург.
Цель занятия:
Развивать познавательную
активность дошкольников посредством исследовательской деятельности с
использованием простых веществ, стимулируя интерес к научным опытам и
открытиям.
Задачи занятия:
- Ознакомление
детей с понятием химической реакции, наблюдая её проявление на примере
взаимодействия соды и уксуса.
- Развитие
сенсорики путём наблюдения за изменениями цвета и консистенции растворов.
- Формирование
умения наблюдать, сравнивать и делать выводы.
- Воспитание
аккуратности и внимательности при работе с химическими веществами.
Предварительная работа:
Перед занятием
воспитатель должен подготовить материалы и провести инструктаж по технике
безопасности.
Материалы и оборудование:
- Стаканы
прозрачные
- Пищевая
сода
- Уксус
столовый
- Жидкость
для мытья посуды
- Вода
кипячёная комнатной температуры
- Чайные
ложки
- Мерные
стаканчики
- Цветные
пищевые красители (красный, синий, зелёный)
- Ватные
палочки или кисточки
- Фартуки
и перчатки (при необходимости)
Ход занятия:
I этап: Организационный. Воспитатель
приветствует детей, объясняет цель занятия и представляет необходимые
материалы.
II этап: Практическое исследование
1.
Опыт №1:
Реакция пищевой соды и уксуса
o Наливаем
немного воды в два стакана.
o Добавляем
чайную ложку пищевой соды в каждый стакан.
o Затем
добавляем пару капель жидкости для мытья посуды и перемешиваем.
o Постепенно
вливаем уксус небольшими порциями в оба стакана.
Наблюдаем бурную реакцию
выделения пузырьков газа («шипение»), образование пенистой массы. Обсудите
причины происходящего явления с детьми.
2.
Опыт №2:
Изменение цвета раствора
o Повторяем
первый опыт, добавив перед добавлением уксуса по капле разных пищевых
красителей (например, красный и синий).
o После
добавления уксуса дети видят изменение окраски растворённой смеси и появление
разноцветной пены.
3.
Творческое задание:
Создание радуги
o В
ряд расставляются стаканы с водой, в каждом добавляется разное количество
пищевой соды и моющего средства.
o Дети
аккуратно добавляют капли цветных красителей в разные ёмкости.
o Далее
воспитатель осторожно доливает небольшие порции уксуса, создавая красивую
радужную пену.
III этап: Заключительный. Обобщение
результатов экспериментов. Дети делают выводы о свойствах вещества, наблюдают
изменения, сравнивают поведение красок и реагентов.
IV этап: Рефлексия. Подведение
итогов занятия, поощрение активных участников исследования.
Методические рекомендации:
- Важно
следить за соблюдением техники безопасности, контролировать процесс
эксперимента, особенно при обращении с уксусом.
- Во
время опыта педагог комментирует происходящее, направляет внимание детей
на детали процесса.
- Рекомендуется
заранее подготовить наглядные иллюстрации (фото, схемы реакций) для
лучшего восприятия материала.
Оценка эффективности занятия:
Эффективность занятия
оценивается степенью вовлечённости каждого ребёнка, уровнем понимания ими
процессов и способности самостоятельно сделать вывод.
Дополнительные идеи для продолжения занятия
дома с родителями в домашних условиях:
- Создание
вулканчиков из теста (мука + вода + соль), внутрь помещается смесь соды и
уксуса с красителем.
- Окрашивание
молока красками и наблюдение изменений поверхности.
Таким образом, данное занятие позволило детям весело и
увлекательно погрузиться в мир науки, познакомиться с первыми элементами химии
и развить наблюдательность и креативность.