Конспект занятия "Экспериментирование с содой"

16.09.2025

Конспект занятия экспериментирования в подготовительной группе детского сада

Тема занятия: Экспериментирование с пищевой содой, пищевыми красителями и жидкостью для мытья посуды

Составила: Щенникова Людмила Евгеньевна, воспитатель МБДОУ – детский сад № 476 «Росинка», г. Екатеринбург.

Цель занятия:

Развивать познавательную активность дошкольников посредством исследовательской деятельности с использованием простых веществ, стимулируя интерес к научным опытам и открытиям.

Задачи занятия:

  • Ознакомление детей с понятием химической реакции, наблюдая её проявление на примере взаимодействия соды и уксуса.
  • Развитие сенсорики путём наблюдения за изменениями цвета и консистенции растворов.
  • Формирование умения наблюдать, сравнивать и делать выводы.
  • Воспитание аккуратности и внимательности при работе с химическими веществами.

Предварительная работа:

Перед занятием воспитатель должен подготовить материалы и провести инструктаж по технике безопасности.

Материалы и оборудование:

  • Стаканы прозрачные
  • Пищевая сода
  • Уксус столовый
  • Жидкость для мытья посуды
  • Вода кипячёная комнатной температуры
  • Чайные ложки
  • Мерные стаканчики
  • Цветные пищевые красители (красный, синий, зелёный)
  • Ватные палочки или кисточки
  • Фартуки и перчатки (при необходимости)

Ход занятия:

I этап: Организационный. Воспитатель приветствует детей, объясняет цель занятия и представляет необходимые материалы.

II этап: Практическое исследование

1.    Опыт №1: Реакция пищевой соды и уксуса

o   Наливаем немного воды в два стакана.

o   Добавляем чайную ложку пищевой соды в каждый стакан.

o   Затем добавляем пару капель жидкости для мытья посуды и перемешиваем.Хочу такой сайт

o   Постепенно вливаем уксус небольшими порциями в оба стакана.

Наблюдаем бурную реакцию выделения пузырьков газа («шипение»), образование пенистой массы. Обсудите причины происходящего явления с детьми.

2.    Опыт №2: Изменение цвета раствора

o   Повторяем первый опыт, добавив перед добавлением уксуса по капле разных пищевых красителей (например, красный и синий).

o   После добавления уксуса дети видят изменение окраски растворённой смеси и появление разноцветной пены.

3.    Творческое задание: Создание радуги

o   В ряд расставляются стаканы с водой, в каждом добавляется разное количество пищевой соды и моющего средства.

o   Дети аккуратно добавляют капли цветных красителей в разные ёмкости.

o   Далее воспитатель осторожно доливает небольшие порции уксуса, создавая красивую радужную пену.

 

III этап: Заключительный. Обобщение результатов экспериментов. Дети делают выводы о свойствах вещества, наблюдают изменения, сравнивают поведение красок и реагентов.

IV этап: Рефлексия. Подведение итогов занятия, поощрение активных участников исследования.

Методические рекомендации:

  • Важно следить за соблюдением техники безопасности, контролировать процесс эксперимента, особенно при обращении с уксусом.
  • Во время опыта педагог комментирует происходящее, направляет внимание детей на детали процесса.
  • Рекомендуется заранее подготовить наглядные иллюстрации (фото, схемы реакций) для лучшего восприятия материала.

Оценка эффективности занятия:

Эффективность занятия оценивается степенью вовлечённости каждого ребёнка, уровнем понимания ими процессов и способности самостоятельно сделать вывод.

Дополнительные идеи для продолжения занятия дома с родителями в домашних условиях:

  • Создание вулканчиков из теста (мука + вода + соль), внутрь помещается смесь соды и уксуса с красителем.
  • Окрашивание молока красками и наблюдение изменений поверхности.

Таким образом, данное занятие позволило детям весело и увлекательно погрузиться в мир науки, познакомиться с первыми элементами химии и развить наблюдательность и креативность.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».