Конспект занятия "Экспериментирование с картофельным крахмалом
14.10.2025
Конспект
занятия для детей подготовительной группы на тему
"Эксперимент
с крахмалом"
Составила: Щенникова Людмила Евгеньевна, воспитатель
МБДОУ – детский сад № 476, г. Екатеринбург.
Цель занятия:
Познакомить дошкольников
с понятием крахмала, свойствами вещества и результатами взаимодействия воды и
крахмала посредством занимательного эксперимента.
Задачи:
- Развитие
познавательной активности, наблюдательности и интереса к экспериментальной
деятельности.
- Формирование
представлений о свойствах веществ и элементарных химических реакциях.
- Обучение
простейшим правилам техники безопасности при проведении экспериментов.
Материалы и оборудование:
- Крахмал
картофельный.
- Вода
комнатной температуры.
- Стаканы.
- Ложки
для перемешивания.
- Блендер
(для дополнительной части опыта).
- Ложки
и мерные стаканчики.
- Влажные
салфетки для уборки возможных загрязнений.
Ход занятия
I этап. Организационный. Педагог
собирает группу вокруг себя и рассказывает детям о предстоящем занятии.
Привлекает внимание интересным рассказом о веществе, которое находится
практически повсюду, но остается невидимым глазу — крахмале.
II этап. Постановка проблемы. Педагог
показывает пустой пакетик или баночку и спрашивает ребят, знают ли они, что
внутри, зачем нужен этот порошок, какой он на ощупь?
Затем педагог демонстрирует немного крахмала детям,
просит рассмотреть и потрогать вещество руками, почувствовать его структуру
(«мягкий, рассыпчатый»).
Далее воспитатель ставит перед детьми проблему:
"А давайте попробуем превратить обычный крахмал в нечто необычное?"
III этап. Проведение эксперимента
1.
Приготовление раствора крахмала:
Педагог совместно с детьми насыпают в емкость крахмал и добавляют воду
небольшими порциями, размешивая смесь ложечкой. Наблюдают, как меняется
консистенция смеси.
Вопросы педагога: Что произошло
с водой? Почему раствор стал мутным?
2.
Изучение свойств жидкости:
Воспитатель аккуратно перемешивает жидкость и вместе с детьми наблюдает, как
смесь ведет себя при разных способах воздействия (например, быстром помешивании
и медленном растирании). Дети отмечают изменения консистенции (жидкость
становится густой, вязкой, похожей на гель).
3.
Проверка состояния полученной массы:
Предлагает детям осторожно опустить пальцы в массу и попытаться достать руку
обратно. Здесь важно объяснить правила безопасности и осторожности.
4.
Дополнительный опыт с блендером:
предлагаем детям попробовать взбить получившуюся густую массу с помощью
блендера. Обратите внимание, как масса меняет свою форму и плотность.
IV этап. Закрепление материала.
Подведим итог занятия, обсудив с детьми наблюдения и выводы, сделанные ими
самостоятельно. Можно предложить детям назвать вещи, в которых содержится
крахмал (картофель, хлеб, макароны и др.).
Также полезно обсудить важность изучения природы вещей
и эксперименты как средство познания окружающего мира.
V этап. Итоговая рефлексия. По
завершении занятия дети делятся впечатлениями и говорят, что нового узнали. Закрепляем
материал рисованием своего понимания процесса.
Таким образом,
занятие позволяет эффективно развивать познавательную активность, моторику рук
и творческие способности дошкольников в игровой форме.