День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады
15.01.2025
РАБОТЫ
НАД ПРОЕКТОМ.
Автор: Щенникова Людмила Евгеньевна,
воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ – детский сад № 476 г.
Екатеринбург.
1
этап: поисковый этап.
Постановка проблемы: Расширить представление детей
о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой
отечественной войны.
Тема проекта: День полного
освобождения Ленинграда от фашисткой блокады.
Актуальность данной темы.
Историческая
память: Освобождение Ленинграда символизирует стойкость и мужество народа, его
сопротивление во время Второй мировой войны. Память о страданиях и геройстве
тех, кто пережил блокаду, играет важную роль в формировании исторической
идентичности. Празднование этого дня способствует патриотическому воспитанию,
укрепляет чувство гордости за историю страны и её достижения. Таким образом,
день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады продолжает оставаться
актуальным и значимым в современном обществе.
2 этап: аналитический / ценностно-ориентированный
Целевая аудитория /участники проекта.
Цель: должна быть понятна,
конкретна, реалистична.
Задачи: (триединые
задачи обязательно: воспитательные, образовательные, развивающие).
1. Воспитывать любовь и гордость к родному
городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Учить видеть
состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Прививать
уважительное отношение к пожилым жителям города.
2. Закрепить знания
детей о героической обороне Ленинграда.
Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей,
переживших блокаду используя ИКТ. Познакомить с
творчеством ленинградских поэтов –
блокадников.
3. Закрепить навыки речевой, музыкальной и
продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в
диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей:
город – герой, добровольцы, монумент, мемориал
Ожидаемое
результаты. у детей расширены и
систематизированы знания о блокаде
Ленинграда;
-
сформирована потребность знать прошлое своей страны.
Ожидаемые результаты: что планируется получить в результате реализации
проекта на детях и родителях. количественный и
качественный результат.
Сроки реализации
проекта:
3
этап: подготовительный.
Основополагающий (главный) вопрос
проекта.
Основополагающий
вопрос должен быть понятен, интересен детям.
Поисковые / исследовательских вопросы
(3-4).
Поисковые исследовательские вопросы
являются структурными компонентами основного поискового вопроса.
1. Почему
Ленинград стал целью блокады?
2. Как
жили люди в блокадном Ленинграде?
3. Какие
трудности им приходилось преодолевать?
4.
Почему важно помнить о блокаде Ленинграда?
Мотивация
участников на проект.
.
|
Деятельность
педагога |
Совместная
деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная
деятельность детей. |
Планируемый
результат / продукты |
|
|
Практический этап (прописываются
основные события и мероприятия, которые планируется провести в рамках
проекта). В деятельности педагога прописываются методы и формы работы: направленные на реализацию задач. |
||||
|
Провести
исследование о жизни людей во время блокады Ленинграда. Можно обратиться к
воспоминаниям, дневникам, документам и провести интервью с ветеранами и
свидетелями. |
|
|
|
|
|
Создание
выставки: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Организация
мероприятия: |
|
|
Творческий
конкурс: |
|
Изготовление
рисунков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инициировать
проект по установке мемориала или памятной доски в честь ветеранов и жертв
блокады. |
|
|
беседы «Блокадный
Ленинград», «День снятия блокады Ленинграда», «Дорога жизни»; |
|
|
|
|
|
прослушивание объявления Левитана о начале
войны, музыкальных произведений: песня «Вставай страна огромная», «День Победы», «Наш город родной над Невой»;
седьмая симфония Д. Д. Шостаковича; |
Слушают
муз.произведения. |
|
|
|
|
-
рисование «Дорога жизни»,
коллективная аппликация «блокада Ленинграда»,
лепка «Военная техника»; -
чтение стихотворений: Н. Алексеева «Городу Ленинграду», «Дети Ленинграда», «Голод
и холод», Л. Хямелянина «Блокадный хлеб»; чтение
произведений: Е. Благинина «Шинель»,
С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда», «Лист фикуса» автор блокадница В. Н. Семенцова, «Вот как это было» Юрий
Герман, «Кукла» Г.
Черкашин. -
спортивная эстафета «Мы помним» - выставка рисунков |
Рисуют Рассказывают
стихотворения Групповое
участие в эстафете |
Учат
дома стихотворения |
|
|
|
|
|
|
-
музыкально-литературная композиция «Непобедимый город на Неве» |
|
|
|
|
|
|
Совместный
выход в музей |
|
Итоговый
этап / Оценочно-рефлексивный этап Создание презентации работы. Защита проекта. Подведение итогов, заключения, выводы, получение
ответов на вопросы, оформление результатов продуктов проектной деятельности |
||||
|
Снятие
блокады: Блокада была снята в январе 1944 года в результате успешной
Ленинградско-Новгородской операции, но последствия этого события ощущались
еще долгие годы. |
|
|
|
|
|
Блокада
Ленинграда стала символом мужества и стойкости, уроком, который необходимо
помнить, чтобы не повторять ошибки прошлого. |
|
|
|
|
|
На
основе возвышающих чувств патриотизма укрепилась любовь к Родине, появилось
чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение
материальных и духовных ценностей общества, уважение к старшему поколению. |
Дети
познакомились с новыми понятиями : «Дорога жизни», блокада, эвакуация,
ветеран, монумент, мемориал, маскировочные чехлы, оборона, «Цветок жизни» и
др. |
|
|
|
|
|
|
Укрепились
партнёрские отношения между участниками образовательного процесса. |
|
|
Выводы: В
ходе реализации проекта предполагаемые
результаты были достигнуты: обогатились знания детей о событиях блокадного Ленинграда путем использования
разных методов и приемов; был пополнен словарный запас детей; на протяжении всего проекта дети проявляли интерес к
событиям Великой Отечественной Войны, у детей сформировалось стремление к защите своих родных,
близких, своего Отечества, появилось чувство уважения и гордости за свою
страну.