01.11.2021
Положение о логопедическом пункте при дошкольном
Образовательном учреждении
Общие положения
1) Логопедический пункт
является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения МБДОУ;
2) логопедический пункт
открывается органами управления образованием при наличии соответствующих
нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и
кадровых условий;
3) для организации
деятельности логопедического пункта в штатное расписание МБДОУ вводится
должность учителя-логопеда (из расчета не более 20 детей с нарушениями речи на
1 ставку);
4) цель деятельности
логопедического пункта: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии
устной речи детей дошкольного возраста;
5) задачи:
- осуществление диагностики
речевого развития детей;
- определение и реализация
индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с
учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также
индивидуально-личностных особенностей детей;
- взаимодействие с
психолого-медико-педагогическими комиссиями;
- организация
взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в
реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого
развития;
- распространение
логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых
нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического
воздействия;
6) направления
деятельности:
- диагностическое (осуществление
мониторинга коррекционного процесса);
- коррекционно-развивающее (создание
условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей
дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности);
-
информационно-методическое:
а) составление проектов
индивидуальных маршрутов коррекции и компенсации речевых нарушений равной
степени тяжести, различной обусловленности;
б) оказание консультативной
помощи педагогам и родителям;
в) организация
взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
г) организация и
систематизация методического фонда логопункта в соответствии с требованиями к
его оснащению;
д) сбор информации о
деятельности логопункта и её анализ;
7) общее руководство и
ответственность за деятельность учителя-логопеда несет руководитель ДОУ.
Организация логопедической
работы:
1) Комплектование логопункта осуществляется на
основании заключений следующего характера:
- ФНР (фонематическое
недоразвитие речи);
- ФНР (фонетическое
недоразвитие речи);
- ФФНР
(фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
- ОНР (общее недоразвитие
речи) I, II, III уровней у детей с различной клинической обусловленностью:
дислалией, дизартрией, ринолалией, алалией, афазией;
- заикание;
2) при соблюдении
санитарно- гигиенических условий (наличие отдельного входа, справки о здоровье
ребенка) возможно оказание логопедической помощи детям, не посещающим ДОУ, но
проживающим в данном микрорайоне;
3) обследование детей на
логопедическом пункте осуществляется с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября, а
также в течение года по необходимости;
4) данные об обследованных
на логопункте детях вносятся учителем-логопедом в журнал регистрации
(приложение 3) с целью последующего распределения дошкольников по группам в
зависимости от структуры речевого дефекта;
5) на каждого зачисленного
на логопункт ребенка заполняется речевая карта;
6) преимуществом при
зачислении на логопедический пункт пользуются дети, недостатки речи которых
препятствуют успешному усвоению образовательных программ ДОУ или вызывают
появление вторичных нарушений социального характера;
7) группы комплектуются
детьми с однородными нарушениями речи:
- с общим недоразвитием
речи (ОНР) - до 3-5 человек;
- с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи (ФФНР) — до 5-6 человек;
- с заиканием - до 5-6
человек;
8) основными формами
организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые занятия,
количество и продолжительность которых зависит от психофизических и возрастных
особенностей ребенка (от 15 до 25 минут не менее 2-3 раз в неделю с каждым
ребенком); темы групповых и индивидуальных занятий с детьми и учет посещаемости
детей отражаются в журнале логопедических занятий;
9) периодичность и
продолжительность занятий зависят от режима работы дошкольного
образовательного учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения;
10) периодичность занятий:
- групповое занятие с
детьми, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) различной клинической
обусловленности, проводятся не менее 3-х раз в неделю;
- с группой детей, имеющих
ФФНР и ФНР, не менее 2-х раз в неделю;
- с группой детей, имеющих
фонетический дефект — не менее 1-го раза в неделю;
- с группой заикающихся
детей - не менее 3-х раз в неделю;
11) выпуск детей
осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов
речи;
12) в случаях длительного
отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям)
может быть рекомендовано обратиться в соответствующие лечебно-профилактические
учреждения для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром,
отоларингологом и другими) или в психолого-медико-педагогическую комиссию для
уточнения диагноза;
13) ответственность за
посещение детьми занятий на логопедическом пункте несет учитель-логопед;
14) распределение рабочего
времени учителя-логопеда осуществляется следующим образом: 75% — работа с детьми,
15% — консультативно-методическая работа, 10% - работа с документацией;
15) для логопедического
пункта выделяется отдельный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам;
16) в логопункте ведется
следующая документация:
- журнал регистрации;
- журнал учета проведения
индивидуальных и групповых логопедических занятий;
- речевые карты;
- годовой план деятельности
логопедов;
- календарно-тематические
планы групповых занятий;
- индивидуальные рабочие
тетради;
- тетрадь взаимосвязи
логопеда с родителями;
- диагностическая карта
динамического наблюдения речевого
развития детей;
- аналитическая справка по
результатам деятельности за год;
- расписание занятий и
циклограмма использования рабочего
времени;
- паспорт логопедического
кабинета.