29.01.2021
Создание в образовательной организации
условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ)
соответствии с рекомендациями психолого-медико педагогическими комиссиями, от
общего количества обучающихся с ОВЗ
В МБДОУ - детский сад 476 обучение детей с ОВЗ
организуется в группах общеразвивающей направленности. В соответствии с
направленностью группы и индивидуальными особенностями, осуществляется работа
по созданию специальных
образовательных условий.
В группах общеразвивающей направленности обучаются семь
детей, имеющих статус ОВЗ.
Реализация образовательных областей осуществляется с
использованием утвержденных и рекомендованных коррекционных программ, авторских
технологий и практического опыта специалистов. В образовательном процессе мы используем формы и
методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным
особенностям, стараемся не допускать как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития детей.
Выбор формы организации детей на занятии определяется
целями и задачами конкретного занятия.
Выбор и использование того или иного метода определяется
характером речевого и психического нарушения, содержанием, целями и задачами
коррекционно-развивающего воздействия, этапом работы, возрастными,
индивидуально-психологическими особенностями ребенка. На каждом из этапов
коррекционно-развивающей работы эффективность овладения необходимыми навыками
обеспечивается соответствующей группой методов. Преимущественным в коррекционно
– развивающей работе является использование словесных, игровых и наглядных
методов.
Динамика прохождения программы во многом зависит от
успешности освоения ее детьми, то есть переход к другой теме определяется
успешностью овладения материала предыдущей темы.
Индивидуальный подход реализуется в процессе
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий со специалистами,
а также индивидуальных занятий воспитателя по заданиям педагога-психолога и
учителя-логопеда.
Педагогический коллектив строит образовательную деятельность
на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентируется на интересы и возможности
дошкольников, учитывает социальную ситуацию развития каждого ребенка.
Общие принципы организации ООД в коррекционно –развивающей работе педагогов:
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- активность и самостоятельность ребенка в образовательном
процессе (целенаправленное создание условий для
практического обогащения опыта);
- сниженный темп обучения; оказание пошаговой,
стимулирующей и организующей помощи, использование поощрений с демонстрацией
важного положительного результата работы самого ребенка;
- переключение на разные виды деятельности (примерно
через 10 минут);
-структурная простота содержания (дробление заданий на
короткие отрезки и поэтапное предъявление ребенку, формулируя задачу предельно
четко и конкретно и др.);
-повторность в обучении (предоставление возможности
каждому ребенку действовать неоднократно в одних и тех же условиях).
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях
общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их
полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном
учреждении.
Важным условием, обеспечивающим эффективность коррекционной
работы, является взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам
реализации образовательной программы
и вопросам коррекции эмоционально-волевых, речевых и познавательных недостатков
развития детей с ЗПР и ТНР.
Основная цель педагогов при взаимодействии с родителями –
помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного и
коррекционно-развивающего процесса. Педагоги разъясняют родителям необходимость
ежедневного общения ребенком в соответствии с рекомендациями, которые
дают специалисты.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
• приобщение родителей к участию в жизни детского сада;
• повышение и содействие общей культуры семьи и
психолого-педагогической компетентности родителей;
• оказание практической и помощи родителям воспитанников
через формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• использование различных форм сотрудничества и
совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к
семьям.
• изучение и обобщение лучшего опыта семейного
воспитания;
Как показала практика, самой эффективной формой
проведения консультирования родителей по проблемам воспитания их детей является
семинар-практикум и мастер-класс.
Комплексный подход к проблеме создания специальных
условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями
способствует более эффективному развитию данной категории дошкольников.